Край родной. История города Салават.

18 июня 2019
О том, какие деревни стояли на месте Салавата, почему строить его съехалась вся молодежь страны и кто такие первостроители

Город с именем собственным в названии — Салават — один из самых молодых в нашей республике, в прошлом году он отметил свое 70-летие.

Не нужно прилагать особых усилий, чтобы представить себе этот город в советскую пору, пору своего становления, почувствовать его историю. Она прямо здесь: как тогда в многочисленных садах и парках цветет черемуха и яблоня, все также смеется детвора и гудит трамвай,а прогуливаясь по улице Строителей, легко добраться до центра, улицы Первомайской и площади Ленина, на которых, не побоюсь этого слова, находятся одни из лучших образцов сталинского ампира. Почему же это все именно в Салавате?

Салават — город строителей и нефтехимиков. История города Салавата — иллюстрация того, как наши родители и их родители, будучи молодыми, строили заводы, дома, города, общими усилиями строили будущее страны, в которой живут.

Валентина Бухарина, краевед: «Основной фактор здесь — это башкирская нефть, которая здесь была найдена в 30-ые годы в поселке Ишимбаево. К 1936 году этот район приблизился по нефтеноскости к Баку, то есть Старогрозненскому району, и стал образно называться «вторым Баку». Были обследованы Уфа, Мелеуз, Зирган, Куйбышев и так далее, но остановились на этом месте — ровном, в башкирской степи, несколько деревень здесь было. До Ишимбая через Салават была проведена железная дорога. А самое главное — нефть была рядом, ее было очень много. Было решено построить нефтеперерабатывающий завод, но война помешала этим планам...».

В 1948 году практически в пустую степь съехалась инициативная группа с грандиозными планами. Начинается строительство будущего промышленного гиганта, градостроительного предприятия, комбината №18. В послевоенные годы первое время название было засекречено. Позже он начал называться «Салаватнефтеоргсинртез», сегодня - «Газпром нефтехим Салават».

На что готовы люди ради осуществления хорошей идеи? Спать зимой в палатках на голом поле? Не вопрос! Возводить жилье и цеха заводов сутками без отдыха? Пожалуйста!

Яудат Мазитов, строитель, Почетный гражданин города Салават: «Очень быстро строили, за месяц-за полтора, потому что очень быстро строили. Круглосуточно, днем и ночью. Тут машинные краны как грибы росли, 40-50 кранов было в городе. Надо было людей жильем обеспечивать, потому что прибывало много людей, молодежи особенно, после армии. Быстро строили — быстро получали, насчет этого хорошо было».

Нина Александровна Косарина, один из строителей, вспоминает как приехала в поле, на котором стояли 117 палаток первостроителей, даже баня была в палатке. О хлебе, за которым ездили в Ишимбай прицепом на тракторах или бульдозерах. А еще о таком факте, что ей, женщине приходилось принимать строительные работы спецконтингента, заключенных, которых сюда было свезено 25 000 человек на самые тяжелые работы. На масштабную стройку свозили заключенных со всего Советского Союза. Они работали вместе со строителями и жили преимущественно в соседнем Ишимбае.

Анас Сайгафаров, ветеран ООО «Газпром нефтехим Салават»: «Под руководством инженеров они черновую работу делали: копали в основном, таскали, приносили, уносили... Мы ходили на практику, когда учился в училище, иногда нас в цеха возили. Но они точно были. Их строем привозили и увозили. Вот это хорошо помню».

Яудат Мазитов, строитель, Почетный гражданин города Салават: «Когда они проходили, там наверное 5000 человек было, мы сидели ждали, пока они пройдут. У заключенных зона, на которой они работали, закрывалась. Но были и вольные — почти без охраны, 1 человек привозит и они работают вместе со всеми. Вольные прямо вместе со мной работали. Вот эти дома жилые двухэтажные, до сих по стоят — это все они построили. Это еще до меня было».

Постепенно появляется рабочий поселок барачного типа — Новостройка.

Валентина Бухарина, краевед: «Когда приехали сюда первые строители, названия не было никакого. Стройплощадка, Промплощадка...».

Через год активных работ Новостройка уже носит имя Салават, но до статуса города еще далеко.

Валентина Бухарина, краевед: «Улица Первомайская пересекает эту площадь, она застроилась уже в 1952 году. Представляете, 1948-ой год — здесь еще ничего не было, здесь на площади было огромное озеро. Местность-то наша болотистая, низменная».

Архитектура в наших городах — молчаливый свидетель всех взлетов и падений города, его судьбы. У Салавата в этом смысле достаточно говорящий облик.

Валентина Бухарина, краевед: «В 1952 году начальником управления строительства комбината №18 был назначен Иван Афанасьевич Березовский. Он москвич, приехал к нам по направлению, имел огромный опыт в переработке и строительстве. Он сам специально поехал в Ленинград, подобрал там очень сильную команду талантливых проектантов и привез их сюда. Не случайно у нас много мест, которые связаны с Ленинградом, например, улица Ленинградская».

Салават по темпам строительства, что промышленного, что социального, с самого основания показывает рекордные результаты.

Валентина Бухарина, краевед: «Его приехали строить сотни тысяч людей: выпускники вузов, демобилизованные воины и даже пленные немцы. А потом в середине 50-х годов Салават был объявлен всесоюзной стройкой, сколько сюда приехало молодежи по комсомольским путевкам!».

Заслуженный строитель, почетный гражданин города Салават Мазитов Яудат Зиганнурович вспоминает как комсомольская молодость закинула его в строящийся город:

«Я в город приехал по комсомольской путевке в 61-ом году 18-летним парнем и поступил на работу в трест «Салаватстрой» каменщиком. Я с Чекмагушевского района, деревня Урняк.

В 60-е годы в Салавате одна молодежь работала, молодежный городок был».

Об ударной комсомольской стройке мне рассказывают... 2 ветерана, но делают они это с таким запалом и любовью к своему делу жизни, что в воображении сразу появляются картинки, как самая активная и задорная молодежь сьезжается, работает, строит, живет... Отсюда и романтика — салаватовцы очень любили походы с гитарами и песнями, занимались спортом, танцевали на улицах... Все — все вместе, дружно и весело, жили — как настоящие первостроители.

Яудат Мазитов, строитель, Почетный гражданин города Салават: «Даже 25-30 километров проходили на лыжах, у нас лыжная трасса была, с освещением даже. В лесу чаем поили. Летом тоже - молодыми танцевать ходили прямо на травке. Это «таптогон» называлось у нас. Собирались вечером с гармошками, танцевали».

Валентина Бухарина, краевед: «Романтика стройки захватывала. В основном это были молодые люди, поэтому создавались семьи, получали работу, жилье, и конечно же, вот так из выпускников вузов и первостроителей они постепенно становились ветеранами города».

Яудат Мазитов, строитель, Почетный гражданин города Салават: «Встретил я девушку, женился, я начал работать бригадиром каменщиков. Город строил, жилые дома строил комбинат, стекольный завод, оптико-механический, завод «Кардан». Работали очень дружно, в бригаде человек 17-18, с полуслова понимали друг друга, атмосфера очень хорошая была».

В завершение этого интервью мне хотелось понять, что чувствуют те, кто построил градостроительный комбинат, целый город и прожили в нем всю жизнь.

Яудат Мазитов, строитель, Почетный гражданин города Салават: «Хожу и думаю: вот этот дом тогда построили, этот — тогда. Люди живут, люди радуются и нам радостно от этого. Улицы красивые. Этот город мне нравится всю жизнь, уходить, уезжать не хочется».

Поселок, а затем город появились на месте деревень Аллагуват, Карлыкуль, Кудакай, Ирек, Кызыл-аул — всего 7 деревень. Сегодня на этом месте — памятник, созданный как дань уважения истории и считающийся одной из достопримечательностей Салавата.

Валентина Бухарина, краевед: «На 167-ом километре трассы Уфа-Оренбург, на стыке трех районов — Стерлитамакского. Ишимбайского и Мелеузовского построен и открыт мемориальный комплекс Земля Юрматы. Юрматы — это одно из семи народообразующих башкирских племен по инициативе общественной организации «Аллагуват» в 2003 году.

От главной стеллы расходятся дорожки к камням, которые символизируют 7 переселенных деревень. В чаше у камней помещена земля с каждой из деревень. Их пришлось переселить, так как в связи со строительством комбината испортилась экологическая обстановка, вода и жители деревень постепенно перебирались в Салават. Для того, чтобы сохранить память о своей малой родине, жители создали место, куда они бы смогли приходить.

Для них, жителей Салавата, строительство этого города было самой заветной мечтой. Поэтому история Салавата — это квинтэссенция молодости, инициативы, надежд и достижений, юношеского порыва, слез и улыбок.