В уфимском музее имени Нестерова обретают новую жизнь древние иконы

09 ноября 2020
В реставрационной мастерской при музее можно обнаружить иконы 17 и даже 15 веков.

Мастерская существует с 2014 года, в ней трудятся 4 сотрудника. Здесь есть специалисты, которые занимаются иконами, написанными по маслу. И также темперным способом — это самый древний вид церковной живописи. Такие экспонаты требуют особого обращения:

 

Анна Хардина,старший научный сотрудник, реставратор древнерусской живописи: «У нее был очень поврежден оборот. Есть фотография до реставрации, видите, здесь очень много отверстий, которые проделал жучок-точильщик. Повреждение было настолько сильным, что боковые края были полностью утрачены. Древесины не было и ее пришлось восстанавливать. Это опять берется та же самая эмульсия и послойно наносится на утраченные места».

 

Мастера говорят, что икона — живой организм. Она состоит из множества слоев — это дерево, паволока, грунт или левкас, красочный слой и финишное покрытие — олифа. С годами иконы чернеют и порой полностью перестают быть узнаваемыми. Это изделия возрастом от 100 лет и старше. В мастерской есть такие произведения 17-го, и даже 15-го веков.

 

 Анна Хардина, старший научный сотрудник, реставратор древнерусской живописи: «Она была вся черная, темная. Но хорошо были видны святые, Спас Нерукотворный в верхней части. Тем не менее я начала ее раскрывать. И когда я в левой части удалила потемневшую олифу, я поняла, что этот охристый цвет на полях, он не авторский».

 

 

Иконы попадают сюда разными путями. Некоторые из них сменили десятки владельцев. Иногда новые хозяева сами вносят коррективы в изображение. Тогда под слоем одной иконы можно обнаружить несколько других.



 

Многие экспонаты — наследие дореволюционной России. Художники-реставраторы Ильмира Фаридонова и Светлана Лаптева занимаются иконами, которые написаны маслом. Восстанавливают две из них. Специалисты предполагают, что эти иконы — часть единого композиционного ансамбля.

 

Ильмира Фаридонова, заведующая реставрационной мастерской, художник-реставратор: «Они поступили после Революции, в 1920-х годах из уфимского Горхоза и мы предполагаем, что это иконы из храма. Мы думаем, что после окончания реставрации зрители смогут их увидеть, сделаем выставку».

 

Все иконы, попадая в музей, становятся его собственностью. А значит, любой желающий может полюбоваться прекрасными памятникам церковной живописи на тематических выставках.