Башопера запускает цикл лекций “Живопись в музыкальном театре”

24 ноября 2022
Что там можно узнать?

 

Иван Складчиков, главный художник Башкирского театра оперы и балета: «У вас на сцене должно быть равновесие. Если вы ставите большую деталь, к большой детали должна иметь маленькая деталь».

 

22 ноября в Башкирском театре оперы и балета состоялась первая лекция цикла «Живопись в музыкальном театре». Их идея заключается в том, чтобы рассказать зрителю о процессе создания декораций и сценических костюмов для постановок из репертуара Башоперы. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Наталья Абдразакова, автор проекта: «Нашему зрителю это будет очень интересно. Потому что это красиво, это исторические костюмы, это делали все наши мастера театра, своими руками. И каждый костюм, он эксклюзивен».

 

Первая встреча была посвящена сценографии оперы «Аттила». Главный художник театра Иван Складчиков рассказал слушателям о том, с чего начинается любая театральная постановка, как создаются костюмы и от чего зависят художественные решения.

 

Иван Складчиков, главный художник Башкирского театра оперы и балета: «В начале, конечно, мы идем от сценографии, потому что она определяет и цветово- и стилево- того, что будет происходить в спектакле. А костюмы потом встраиваются в то, что задает сценографическое решение спектакля».

Цикл лекций будет посвящен четырем спектаклям, художником-постановщиком в которых стал спикер. Разбор сценографии одной постановки занимает три лекции, которые проходят в разные дни. Помимо оперы «Аттила» организаторы планируют рассказать о балете «Конек-Горбунок», французской опере «Дон Кихот» и опере «Садко», премьера которой состоится 25 ноября.

 

Наталья Абдразакова, автор проекта: «Интересные спектакли взяли. И мы решили показать, рассказать, потому что это действительно интересно. Этого не прочитаете в книжках, этого не найдете еще на каких-то страницах, а мы покажем и расскажем».

 

От чего же зависит сценография и костюмы постановки? В первую очередь от формата: например, для балета актерам нужна одежда, которая не будет стеснять движений.

 

Иван Складчиков, главный художник Башкирского театра оперы и балета: «Работа над балетом и работа над оперой это немножко разные истории. В силу стилистики, в силу специфики, в силу того, что в одном спектакле люди только танцуют, а вторые только поют».

Важную роль играет и исторический контекст произведения. Если «Аттила» – это история Древнего Рима, то «Конек-Горбунок» – исконно русский репертуар. Поэтому процесс подготовки спектакля занимает достаточно много времени.

 

Иван Складчиков, главный художник Башкирского театра оперы и балета: «В начале мы создаем художественный образ, а потом начинаем приспосабливать его к конкретной сцене, конкретному залу, конкретным возможностям конкретного театра. Но смотрите, например, оперу “Садко” я начал рисовать 8 августа прошлого года, а премьера только сейчас. То есть более полутора года моей работы уходит от начала до выпуска спектакля».

 

Театральный художник не только решает вопросы с оформлением, но и обладает некоторой властью над актерами за счет подготовки сценического пространства.

 

Иван Складчиков, главный художник Башкирского театра оперы и балета: «Они будут волей или неволей отыгрывать историю, в которой каждый может рассчитывать только на свои ноги и больше ни на чьи».

Встречи состоялись на фоне экспозиции, составленной из эскизов художника, костюмов действующих лиц и элементов декораций спектаклей. Гости могли поближе рассмотреть костюмы и предметы, которые уже видели на сцене.

Следующими лекции пройдут 24 и 28 ноября – Иван расскажет о мужских и женских костюмах в опере «Аттила». Вход на лекции свободный, но нужно предварительно записываться по ссылке на сайте театра.