Один день из жизни уфимских уличных музыкантов. Как они живут и о чём мечтают?

29 июля 2020
Мы пообщались с некоторыми из них и поняли - среди них много достойных людей.

Приглушённый свет и отличная акустика - похоже на профессиональную сцену. Но это простой подземный переход, а единственные его артисты — это уличные музыканты. Мы пообщались с некоторыми из них, чтобы узнать, чем они живут и что заставляет их каждый день брать инструмент и спускаться в прохладную уфимскую подземку.

Константин Пантелеев, уличный музыкант: «Я пришёл с армии, и мне вот ещё до армии всегда хотелось попробовать, потому что я гулял по городу и мне было интересно. И вот после армии я как-то с другом спустился. Помню, тогда зима ещё была, и холодно. У нас был усилитель на батарейках и мы пели под минуса песни. Я самоучка, но сначала ходил на курсы. Не могу сказать, что они мне что-то дали. Сначала выходил ради интереса. А сейчас… Ну и для души тоже, но и для денег. Я живу музыкой. Родные хорошо относятся. Сначала удивились, а сейчас нормально».

 

Уфа крайне богата на уличных музыкантов. А вот мест, где можно поиграть, на всех не хватает. В городе всего 14 подземных переходов. Некоторые закрыты, а другие принято обходить стороной. Парки и открытые пространства тоже подходят не для всех. Поэтому у музыкантов появился негласный свод правил, который помогает им жить в мире и делить дефицитное место по справедливости.

 

Константин Пантелеев, уличный музыкант: «Улица и переход они чем отличаются? В переходе не приходится сильно напрягать голос, чтобы его не травмировать. А на улице нужно оборудование. Если оно есть, то можно и на улице. Ну какие порядки у нас в переходе? Между музыкантами – товарищество. Все друг друга знают и все друг с другом общаются. Всегда можно между собой договориться. Ты приходишь, и если пусто, то играешь. Если кто-то стоит, то договариваешься. Там есть определённые отрезки времени — по часу и по полтора, чтобы не наглеть особо. Играть-то хотят все. Главное человеком оставаться и всё будет хорошо».

 

Времена меняются. Вместе с ними меняются и вкусы. Но у каждого музыканта в запасе есть песни, которые были и будут близки людям. Главное — не заигрываться и помнить о законе, который выше порядков сообщества.

 

Константин Пантелеев, уличный музыкант: Наверно самое популярное — это старенький русский рок и старенькая попса. Потому что у людей спрашиваешь: "Что вам сыграть?". И они отвечают: "А давай, Цоя! Давай что-то, что знают все". С законом проблем нет. Если только играть на улице, то там есть закон "О тишине". После 23:00 может подойти полиция и сказать: "Всё, ребята, закругляйтесь. Время одиннадцать"».

 

Но так было далеко не всегда. Ещё каких-то тридцать лет назад выйти на улицу с гитарой было небезопасно. Поэтому и музыкантов было в разы меньше. Об этом нам рассказал тот, кто стоял у истоков уличной музыки в Уфе.

 

Александр Мичурин, уличный музыкант: «Раньше коленки тряслись. Но это был далёкий 1991 год. Я впервые вышел в подземный переход в Алма-Ате. Там я учился на художника-мультипликатора. Я не по конкурсу учился, а был вольнослушателем. Стипендии у меня не было. Поэтому на что-то нужно было существовать. В 1992 я уже в Уфе играл. Были отморозки, которые подходили толпой и просто отбирали у тебя деньги. И ты не мог ничего сделать. Во-первых, инструмент дорогой. А во-вторых, ну какой смысл? Из-за этих денег мне тут кости просто переломают. Было время, когда нас конкретно гоняла милиция».

 

В некоторых странах Европы профессия уличного музыканта является вполне обычной. Так, в городах Германии власти организовали прослушивания для желающих играть на улице. По результатам конкурса трубадурам выдаётся лицензия, которая позволяет играть в строго отведённых местах. Эта система отсеивает тех, кто не блещет талантом и помогает настоящим мастерам. Но приживётся ли такой порядок в Уфе?

 

Константин Пантелеев, уличный музыкант: «Я думаю, если такое появится у нас в Уфе, то особо ничего не изменится. Возможно, что на эти точки выйдут новые музыканты, которые не играли раньше на улице. А те, кто играл раньше, продолжат по-старому».

 

Александр Мичурин, уличный музыкант: «Мне кажется, что это было бы нормально. Не то, чтобы цивилизованно, но ты точно знал бы, что у тебя железобетонно есть время и место. Пришёл туда и отработал своё».

 

Но пока обителью уличной музыки в Уфе остаются переходы, а у некоторых музыкантов есть мечта — выйти из-под земли и в открытую заявить о себе.

 

Александр Мичурин, уличный музыкант: «Я уже не первый год играю в Уфе, и когда волна музыкантов начала нарастать, я стал замечать, что много ребят, которые интересно играют и поют. У меня появилась идея: собрать ребят и устроить фестиваль уличных музыкантов. Сделать его на полчаса или на час. Выключить всю музыку, и чтобы музыканты каждый на своём месте что-то играли бы. Это была бы акция, которую бы мы назвали «Фестиваль Уличных музыкантов».

 

Половина уфимских музыкантов показывает высокий уровень мастерства и кто знает, быть может в одном из переходов прямо сейчас играет новая «звезда по имени Солнце».