В Уфе проходит выставка виртуальных полотен "Память поколений"

17 сентября 2020
Простые истории людей вместо громких слов о войне.

 

Великая Отечественная война оставила в истории России не только кровавый, но и культурный след. Художники, которым довелось побывать на фронте и те, в чье детство ворвалась война, перенесли на свои полотна тяжесть, горечь и редкую радость военных лет. Все эти эмоции объединила в себе мультимедийная выставка «Память поколений».

 

 

Екатерина Маркова, специалист по связям с общественностью музея «Россия — моя история»: «Она готовилась больше двух лет. Сначала это была выставка оригиналов. Было отобрано 150 шедевров, написанных во второй половине 20-го века. Они проделали путь более чем в 80 тысяч километров и приехали в Москву. В Манеже состоялась выставка. Она произвела на людей такое впечатление, что было принято решение оцифровать картины, оживить их и, с помощью современных технологий, сделать её мультимедийной».

 

В памяти многих война стала поводом для гордости, но при этом чем-то далёким. Выставка же пытается показать совсем другое, человеческое лицо войны, и на первый план выводит не подвиг, а человеческие истории и судьбы.

 

Светлана Кулак, экскурсовод: «Это произведение Бориса Михайловича Неменского "Безымянная высота". Сам художник вспоминал об этом так: в 1943 году он возвращался в Великие Луки, проголодался, присел на пенёк и увидел рыжую траву. Он перевернул пень и понял, что это было ещё не вмерзшее тело молодого немца. Он даже сам был на него чем-то похож. Художник считает, что нужно отойти от той ненависти, которую разожгли между этими молодыми людьми».

 

Выставка собрана в 8 залах. Каждый рассказывает историю отдельного периода войны. Но особо интересен зал, который посвящен творчеству художников-«шестидесятников». Наперекор государственной линии они пытались изобразить совсем другие реалии послевоенного времени — судьбы тех, кто так и не смог вернуться к мирной жизни.

 

Примечательно то, что выставка рассказывает не только о войне, но и о том, что творилось после неё как внутри страны, так и внутри тех, кто через войну прошёл. Вот, например, картина Гелия Коржева «Старые раны». Казалось бы, война уже давно закончена, но не для этого человека. Уснуть ему не дают не столько физические, сколько душевные раны.

 

Оригиналы картин и их оцифрованные версии дарят совершенно разные впечатления. Если живое полотно помогает лучше понять автора, то ожившая электронная репродукция легко погружает посетителей выставки в атмосферу минувшей эпохи.

 

Екатерина Маркова, специалист по связям с общественностью музея «Россия — моя история»: «Есть определённые минусы и плюсы. Мы должны относиться к этому, как к определённому веянию времени. Естественно, мы не можем рассматривать электронную картину как объект искусства. Но она позволяет узнать больше о картине и рассмотреть её в мельчайших деталях. У нас был посетитель, у которого не очень хорошее зрение. Он говорил, что именно в цифровом виде у него есть возможность рассмотреть всё в мельчайших деталях».

 

Увидеть здесь можно даже те картины, которые не выставляются в столичных музеях. Так картина Василия Ефанова «Хищники» пролежала в запасниках Красноярского музея им. Василия Сурикова вплоть до 70-летия Великой Победы.

 

 

Светлана Кулак, экскурсовод: «Здесь мы видим двух зверей - волка и немецкого солдата. И художник даёт нам такое противопоставление, что волки в стае чувствуют себя намного увереннее и сильнее, чем поодиночке. Так же и немецкий солдат в одиночку не такой суровый и страшный, как среди своих товарищей».

 

Выставка продлится до 8 ноября. Посетить её можно в интерактивном музее «Россия - моя история». Уникальная коллекция, которая включает в себя более 200 картин, если и не побудит к изучению истории, то точно поможет окунуться в память поколений.

Ещё выпуски по тегам: